Известно, что дети копируют поведение родителей. Это относится и к способу мышления и к речи. Так же маленькие дети часто не могут проанализировать высказывания родителей и потому воспринимают их как команды к действию, причем часто потом эти команды проявляются не осознанно. Из выше сказанного становится ясно, как важно, чтобы родители хорошо обдумывали свои слова. Теперь разберем несколько фраз подслушенных мной и разберем какой смысл они несут для ребенка.
Первая фраза:" Ты должен делать не то, что хочешь, а то что надо."
Во первых представте себе, что вы нигокда не будете делать то, что хочется. Это ужасно, ни один взрослый на такое добровольно не согласится. Вторая ловушка заключается в слове надо. Кому надо? Вырастая такой ребенок будет выполнять распоряжение тех людей, которые умело манипулируют словом "надо" пряча за ним личные интересы. А пока им манипулируют родители, создавая это крючок.
Вторая фраза:" Не высовывай голову из окна, а то ее поезд оторвет." Эта фраза подслушена в вагоне поезда. Мальчик лежал на второй полке и высунул лоб в окошко.
Что несет в себе эта фраза: 1. Она не отражает реальное положение вещей. Голову высунутую из окна даже целиком никак не оторвет. И ребенок начинает или сомневаться в умственных способностях родителей или боятся мистического встречного поезда способного оторвать голову. Так или иначе, но ребенок не получает логически построенных объяснений по поводу этой ситуации. Он так же не догадывается, какие истинные чувства и мотивы руководят взрослыми. Он получает искаженный опыт.
Следующая фраза:"Хватит плакать, а то описаешься." Здесь такое же искажение реальности. Я не знаю не одного случая, чтобы плача человек описался. Однако если ребенку часто говорить эту фразу, то можно выработать у него такой условный рефлекс.
Хочется спросить, такого ли результата хотят родители?
Часто встречающаяся фраза:"Заткнись! Замолчи!". Лишает ребенка возможности выражать свои чувства и просто что либо говорить. В этой ситуации лучше спросить ребенка, что он чувствует(не путать с "почему он плачет". Вообще лучше стараться не использовать вопрос почему, а заменить его вопросом зачем).
Еще фраза:"Что ты говоришь двоечник, ты ничего не знаешь а умничиешь." Фраза может снизить самооценку ребенка и у него появится страх выражать свое мнение. В дальнейшем он может начать боятся выступать, проявлять инициативу.
Теперь я хочу сформулировать рекомендации по общению с ребенком.
1. Разговаривайте с ребенком уважительно и на равных.
2. Объясняйте ребенку причины своих прозьб, приказов.
3. Говорите не о ребенке, а о себе. Например." Я устал от шума." Вместо:"Замолчи!" Посмотрите в этой фразе нет слов: ты, твой, твоего, нет приказа.
4. Говорите не о ребенке, а о его поступке. Мне не нравится твой поступок. Ребенок всегда хороший, всегда любим, а вот поступок может быть плохой.
5. Вместо фраз типа "совсем мозгов нет". Говорите "лучше думай или будь внимательней". То есть, говорите то, что хотите в ребенке видеть.
И помните, как вы объщаетесь с ребенком, так и он будет общатся с вами, когда вырастет.
6. Известно, что человек лучше всего воспринимает информацию, сказанную в положительно ( без частицы НЕ). Говорите ребенку чего делать, а не то чего не делать.
Удачи!