Эгоизм и эмоции.
"Люди - это актёры, забывшие кто они на самом деле" Мицуги Саотоме
Практикуя айкидо, я наблюдаю, что люди то и дело обижаются друг на друга, когда у них не получается техника или им причинили боль. Один адепт кендо сказал: "В кендо, если тебе больно, то это болит не тело, а твоё эго. Желая превзойти других, ты должен сначала превзойти себя, свои слабости". Приходя на тренировку, айкидока должен оставлять свои эмоции за порогом додзё. Если же вы относитесь к айкидо серьёзно, а именно как к Пути, то победа над своим эго должна стать вашим постоянным делом. Дух воина должен чутко воспринимать действительность. Эмоции же подобны волнам, искажающим реальную картину происходящего. Когда я говорю о преодолении эго, то имею в виду, в первую очередь, такие болезненные проявления как желание победы над кем-либо и чрезмерно развитое чувство собственной компетенции ("уж я то знаю как надо!"). Человека с этими симптомами узнать легко: если он выполняет технику, то стремится победить партнёра любой ценой. Часто техника отходит на второй план, и работа переходит в откровенную возню. При видимой победе над товарищем по татами, эго довольно собой и укрепляется, а если же партнёр превосходит и сломить его под натиском агрессии не удаётся, то эго считает такого напарника негодяем, мешающим отрабатывать технику, обижается и укрепляется ещё больше. Если же технику выполняют на нашем "эгоисте", то он упирается, показывая свою силу или засыпает партнёра советами как надо "правильно" выполнять технику. Большинство современных боевых искусств отошли от пути, заданного их великими основателями. Странно смотреть, как взрослые люди калечат друг друга из-за пояса на котором кто-то написал "Это пояс самого лучшего в мире". На ринг выходят физически крепкие, мускулистые мужики, но их техника - жалкое подобие грациозного искусства мастеров прошлого, в их глазах - страх. Это, конечно, не имеет никакого отношения к Будо. Недавно мне в руки попала книга, автор которой утверждал, что для того, чтобы побеждать необходимо развить в себе жёсткую психологическую установку, воспитывать в себе ярость, всегда быть готовым убить. Он предлагает разыгрывать воображаемые бои с прохожими, прокручивая в голове, как бы вы могли избить того или иного человека. Оставляя в стороне спор о чисто бойцовской эффективности данного подхода, скажу, что использование этого метода быстро превратит человека в злобную крысу, всегда готовую вцепиться в чью-либо руку. Автор этих рекомендаций забыл, что мысли являются первичной реальностью. Мы становимся тем, что мы думаем. Именно поэтому мудрецы всех времён говорили о необходимости чистоты помыслов. Постоянно прокручивая в голове, как бы кого-то покалечить, мы сами становимся калеками. Мировоззрение такого "бойца" сужается до точки. Он теряет способность верно оценивать ситуацию, творчески мыслить. Это путь недостойный человека, это путь маленького, озлобленного зверька. Путь человека заключается в понимании. Если вы поймёте другого, то в вашем сердце не останется места для ненависти. Эго - это хорошо. Без эго не может быть любви. Лишив человека эго, мы бы превратили его в зомби. Но западное отношение к "личности" упускает из виду, что когда человек начинает отождествлять себя со своим эго, он тоже превращается в зомби, в никчёмного раба капризов своего эго. Разумеется, каждый из нас болеет тем или иным недугом. Идеальные люди не ходят по земле. Понять свою проблему - уже наполовину исцелиться. Секрет "воспитанного" эго заключается в том, чтобы быть терпеливым к другим и честным с собой. Те кто занимается боевыми искусствами должны помнить, что их физические навыки - ничто без внутренней дисциплины.
"Масакацу Агацу Кацухаяби" (Истинная победа - это победа над собой) Морихей Уэсиба
Евгений Олегович Локтюхов. Написать письмо .
Сайт клуба айкидо айкикай "Масакацу"
Мне попала «в руки», а точнее, пришла на почту, эта статья благодаря моему «боевому товарищу», с которым мы вместе шли и все идем, как нам хочется верить, по тернистому пути БУДО. Я прочел статью, поболтал с приятелями, также имеющими некоторое отношение к БУДО, и пришла мне в голову мысль написать некоторый, своего рода, ответ, возможно, антитезис к этой статье. И не только потому, что я не согласен с автором, а просто потому, что давно хотел порассуждать на эту тему. Порассуждать сам с собой и для себя, но может, мои рассуждения шевельнут и еще чью–нибудь извилину и заставят сознание отвлечься от рутины и поразмыслить над столь занятной темой, которую нам любезно предложил автор данной статьи.
В изложении своих мыслей, я буду стараться идти по тексту статьи, размышляя над затронувшими меня тезисами и, конечно, описывать свое видение тех или иных моментов. Делать я это буду в своей манере, и на свое усмотрение. Я думаю, что имею на это все моральное право, так как автор статьи сознательно выложил ее в общий доступ, а значит готов к критике.
Безусловно, мое мнение не претендует на какую-либо аксиоматичность – это всего лишь то, как я вижу мир через очки, повешенные мне на нос моими стереотипами, установками и защитами.
Итак, в самом начале статьи, автор пишет о преодолении собственного эго. Это я понимаю из слов о превосхождении себя и своих слабостей. А далее, тут же, автор пишет об оставлении эмоций за порогом зала, так как они «искажают реальную картину происходящего». В следующем абзаце автор поясняет, что он имеет в виду под словом «эго», и этим значением оказываются «темные стороны» нашего Я, такие как гордыня, а, следовательно, желание победы, обидчивость и нетерпимость к поражениям.
Вроде все правильно, четко и понятно. Придраться к трактовке термина «эго» я в данном случае не берусь, так как это понятие действительно достаточно размыто и имеет много дополняющих смысловых нагрузок. Я бы хотел начать с тезиса об оставлении своих эмоций за порогом зала. Ведь Айкидо, насколько мне известно, имеет кроме как «искусство мира» и еще несколько трактовок, одной из которых является «искусство любви». К подобной трактовке приводит иероглиф «Ай», которым в японском языке обозначают комплекс понятий. Сам Осэнсэй говорил об этом, называя свое Айкидо «уникальным будо». В самом понятии «Любовь», как бы мы его не крутили, заложен комплекс эмоций. Ведь никто не может точно сказать, что это такое, - обычно говорят : ну, это такое чувство, или что-то на подобии этого. Один из моих учителей сказал как-то, что любовь, это когда ты «умеряешь свой сволочизм» ради другого человека. Обратим внимание на то, что это определение само по себе уже изобилует эмоциями, притом мы можем представить и эмоции, испытываемые как автором определения, так и наши собственные, появляющиеся у нас как ассоциации на приведенные слова. Я представляю себе другого человека, который нужен мне(!), которому нужен я, и я представляю возможные жертвы, на которые мне, возможно, придется пойти ради нашей любви…
Сразу хочу заметить, что в этой картине перед нами предстают двое – я и человек, которого я люблю. Я испытываю к нему массу различных эмоций – я воспринимаю его рецепторами и реагирую на него, испытывая некоторые ощущения, которые мой разум тут же окрашивает той или мной эмоцией. Природу этих эмоций можно (и нужно) обсуждать и подвергать анализу, но я в силу своей тотальной некомпетентности, предоставлю это психотерапевтам и нейрофизиологам. Я же скажу, что эту же ситуацию мы имеем в додзе: есть я, и есть мой партнер. Я так или иначе его воспринимаю, информация поступает в мозг и тот начинает ее обрабатывать. Обработанная в той или иной степени информация приходит в подкорковые слои мозга, а точнее, предположительно, в подсознание, а часть этой информации доходит до сознания, где с попеременным успехом осознается в зависимости от особенностей моего интеллекта. Далее я принимаю сознательное решение относительно структуры своих действий, а проще говоря, реагирую. В Айкидо мы привыкли говорить о «взаимодействии с партнером», а не об «уничтожении противника», а значит, логично предположить, что я испытываю к партнеру позитивные эмоции. Возможно, даже любовь.
Все эти рассуждения приводят меня к тому, что как бы я не старался, я никак не могу не «плодить» эмоции. Я не могу от них отказаться в силу своей, возможно Богом мне данной, человеческой сущности. Так или иначе, по отношению к объекту я начинаю испытывать ту или иную эмоцию, поскольку объект, как я уже говорил, подвергается анализу моим сознанием.
Но. Здесь приходит такое понятие, как «состояние пустоты». Или, как сказал Такуан Сохо, «разума, который нигде не останавливается». Есть масса вариантов, передающих этот смысл, но все же он всегда остается несколько темным и непонятным. Я скажу так: можно предположить, что это то состояние, когда воспринимаемая информация не приходит в сознание, а идет лишь в подсознание, которое и дает тот или иной конечный стимул, побуждающий тело действовать. Возможно, оно побуждает к действию и разум, как бы подсказывая ему, давая, непонятно откуда взявшиеся, гениальные по своей простоте, идеи, так называемые инсайты. Теоретически, оно должно действовать безошибочно, так как не поддается анализу сознанием, на которое действуют заложенные в нем стереотипические реакции, которые, собственно, и «искажают реальную картину происходящего». Однако сам процесс вхождения в это состояние не понятен. Точнее, он описан, даны практические рекомендации, однако это все равно лишь чей-то опыт, который нельзя передать ни через бумагу, ни внутривенно – можно только прочувствовать, а потом попытаться отрефлексировать и описать нашим скудным лексиконом. Насколько я понимаю этот процесс, вхождение в это самое «состояние пустоты» гипотетически может быть и произвольным. Недаром небезызвестные даосы практиковали состояние «безмыслия», восседая на горе в сосновом лесу или созерцая плывущего карпа. Действительно, можно прийти в некое измененное состояние сознания, в той или иной степени подходящее по описанию под «пустое». Правда и то, что в пустое пространство, теоретически должен попадать максимум окружающего пространства, что очень даже полезно для адептов будо. Но все же есть и трудности. Менталитет современного человека довольно своеобразен. Я не говорю о менталитете японца и русского. Я говорю именно о менталитете именно современного человека, привыкшего к постоянной смене ритма, который в целом, похож на полет стрижа – скорость и смена направлений. Я к тому, что нам все время, каждую секунду, приходится принимать срочные решения, требующие максимальной включенности сознания в процесс. У нас то и дело звонит телефон, мы переходим дорогу, переключаем передачу, жмем сцепление, болеем за любимую команду, а главное, мы все время окружены другими людьми. С рождения. И не просто окружены, а именно «взяты в кольцо» (кто когда-нибудь ездил в метро, тот поймет). Нам, современным людям, подчас, невыносимо трудно сделать вроде бы простейшую вещь – остаться наедине с собой. Эту проблему достаточно полно и изящно осветил Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить», где он приводил такие примеры: когда мы едем в метро, мы читаем; когда ждем автобуса, слушаем плеер; когда едим, попутно беседуем с родителями, а перед сном обдумываем планы на завтра. Ведь так? Да, подавляющему большинству из нас, безусловно, не хватает состояния пустоты. Соглашусь, что к нему стоит идти, путем долгих тренировок. Но есть и еще одна важная деталь.
Попробуйте одновременно, держа руки на уровне лица, на достаточном расстоянии от глаз, разведя указательные пальцы в стороны так, чтобы они были в поле зрения, удерживать свое внимание на их кончиках. На обоих пальцах. Попробовали? Если получилось, то вы находились, в той или иной степени, в «состоянии пустоты». Дело в том, что одновременно сосредотачивать внимание на нескольких объектах сознанию крайне трудно и таким образом, видя одновременно два пальца и сосредоточившись на них, у вас, скорее всего, не получится думать про что-либо. Конечно, если вы сконцентрируетесь. Таким образом, прочувствовать это мистическое состояние вполне реально. Дело остается за тем, чтобы научиться в это состояние произвольно входить.
Но есть и еще один момент. Это непроизвольное вхождение в «состояние пустоты». Наверное, у каждого в жизни бывала та ситуация, в которой вы повели себя загадочным образом. Ну, к примеру, вас неожиданно атаковал спарринг-партнер, а вы уклонились, даже не подумав о том, что вас атаковали. Здесь, конечно, можно сослаться на рефлекс, что упростит рассуждение. Тогда другой пример: вы шли по улице и вдруг услышали пронзительный звук. Через долю секунды вы поймали на руки какую-то девушку. Оказывается, ее шпилька зацепилась за порог троллейбуса, когда она спускалась со ступеньки. Она, падая, издала ультразвуковой возглас, а вы просто проходили мимо. Вы не успели подумать о том, как вам ловить несчастную, сможете ли вы ее удержать, да и что вообще происходит. Ваше подсознание уловило крик. Возможно, оно его как-то расшифровало, дало моментальную команду телу, а то эту команду выполнило, так и не спросив разрешения у сознания.
Да, здесь возможны разные варианты и толкования, но я, тем не менее, предположу, что для вхождения в «состояние пустоты», при многих других факторах, возможно всего лишь наличие некоего достаточно резкого стимула и, конечно, тренировки телесной, являющейся в идеале как бы проводниковым средством для общения тела и подсознания.
Таким образом, возвращаясь в контекст статьи, я прихожу к выводу, что автор не совсем точно и полно выразился, относительно работы эмоций. Безусловно, попытки возвысится в своих глазах за счет причинения дискомфорта другим, а тем более приписывание фрустрирующему объекту немыслемых грехов вместо осмысления и адекватного восприятия ситуации не лучшая человеческая черта. Но все же невозможен и полный отказ от эмоций как факта – следует учиться работать с ними. Я воспринимаю мир и эмоционально на него реагирую. От этого не стоит бежать, ни в повседневной жизни, ни в стенах додзе. Интересно здесь то, что эмоции могут, по моему убеждению, стать именно тем криком, тем стимулом, который и заставит нас моментально войти в это измененное состояние сознания и моментально отреагировать на ситуацию. Об этом чуть позже.
Я хочу разобрать следующий абзац, в котором автор критикует «большинство современных боевых искусств» за их отход от техники «великих основателей». Автор горько иронизирует относительно мужиков, калечащих друг друга за пояс с надписью «лучший». Он резко и бескомпромиссно заявляет, что все «это не имеет никакого отношения к БУДО». Еще автор упоминает крайне важный человеческий фактор, если так можно выразиться. Он говорит нам о страхе.
Если первая часть статьи производила на меня впечатление материала, с которым и о котором приятно дискутировать, то этот абзац вызывает во мне жесткое неприятие, как по форме изложения, так и по содержанию. Почему я испытываю такие эмоции – об этом я поразмышляю не в контексте моего описания, а пока что я, следуя этим эмоциям, начну без зазрения совести «зеркалить» эмоциональный оттенок содержания текста и ссориться с автором.
Начнем с того, что «большинство современных школ боевых искусств» имеют представление о принципе развития, который можно так озвучить: «что не развивается, то деградирует». Этот принцип, как ни странно, применим практически ко всем человеческим проявлениям и вообще к человеку. Почему и как – думаю каждый догадается. Неверящим мне, советую (а точнее не советую): попробуйте три месяца пролежать в постели и вы поймете, что значит любимое Никитинское «сворачивание функций за ненадобностью». Даже не обязательно вспоминать об этой специфической семье – можно вспомнить о том, как заново учат ходить космонавтов, вернувшихся из двухмесячного пребывания в условиях невесомости.
Так вот и школы боевых искусств не стоят на месте. А если стоят, то происходит постепенное выхолащивание стиля, что на мой субъективный взгляд в широкой мере свойственно именно японским стилям, а Айкидо – идеальный тому пример. Я не раз сталкивался с четким сохранением формы, заботливо охраняемой японскими кураторами, при полном исчезновении смысла действия. То же характерно и для тех искусств, что стали «чисто спортивными». Но это и не плохо – они все же имеют цель и идут к ней. А вот если и цель непонятна, методики не развиты, а есть только форма – внешний вид, шаблон, отполированный до блеска, то всякая идея и понимание просто не может там обосноваться – оно соскальзывает. Так что важно знать цели и идти к ним, а что такое «настоящее БУДО» рассуждать можно долго, только, боюсь, словами дело и кончится. Да, Уесиба, наверное, это понял, только он для этого протренировался, а точнее, прожил, всю свою долгую жизнь. А если я сейчас начну изливать истину, что настоящее, точнее «истинное будо», а что не истинное, то толку в этом будет не много.
А теперь о страхе. Этот психический феномен, в контексте статьи, поможет мне связать первую часть моего описания с еще одним абзацем авторской статьи, в которой тот описывает книгу, попавшуюся ему в руки, как мне сейчас его статья, а вместе с тем, связать все вышесказанное с агрессией, так же жестко осуждаемой автором. Я не буду воспроизводить текст автора, а начну прямо со своих комментариев.
Для начала, опять-таки, выплесну эмоции. Я процитировал слова автора (естественно в контексте) о «крысе, готовой вцепиться в чью-нибудь руку» своему приятелю-самбисту, когда-то посещавшему курсы КБИ, на что тот тонко подметил: «Зачем же в руку? Надо в шею…».
А дальше я заведомо хочу (в первый раз за весь текст) извиниться перед автором. Я осознаю, что мои ощущения и реакции не случайны, и все же. Цитирую: « Оставляя в стороне спор о чисто бойцовской эффективности данного подхода…», а чуть ниже: «Это путь недостойный человека, это путь маленького, озлобленного зверька…». Я считаю, что спор о бойцовской эффективности упомянутого метода может быть «оставлен в стороне», в основном, по двум причинам: либо автор подобных строк настолько далек от столь низменной реалии, как банальная драка, что не считает нужным опускаться на подобный уровень даже в обсуждении; либо опасается быть призванным к ответу представителями оспариваемого им направления. И то и другое, само по себе не плохо, однако скрывание этих или других причин под обвинениями в следовании пути, «недостойного человека»,- а я трактую эти тезисы именно так,- как раз и приводит автора в ту позицию, которую он резко осуждал в начале статьи, говоря о «собственной компетенции ("уж я то знаю как надо!")» . Если я выразился непонятно, прошу меня извинить, а лучше еще раз прочесть разбираемую статью.
Теперь, после выплесков эмоций с моей стороны, я постараюсь перейти к разбору конкретики, а именно, упомянутой в статье, жесткой установки, воспитании в себе ярости и методов аутотренинга, так резко не принимаемых автором.
Именно все вышеперечисленное и позволяет избавиться от того психического феномена, о котором я обещал упомянуть. Нет. Конечно же избавиться от страха навсегда невозможно. Ну, во всяком случае, это мало вероятно. Страх это несколько гипертрофированная реакция человеческого организма, называемая в норме самосохранением. Как раз нечувствительность, невосприимчивость, являющаяся причиной отсутствия чувства страха, не естественна для человека, как представителя животного царства. А именно страх – ну это тот термин, который имеет, наверное, не меньше трактовок и смыслов, чем «БУДО». Я предпочитаю в данном случае понимать под ним такую реакцию организма, которая мешает адекватно реагировать на ситуацию. В этом случае, правильнее говорить о последствиях испуга, то есть того самого «крика падающей девушки», на который мы, почему-то, так прореагировали. А как? Опять же, - можно только двумя способами. На «пугающий» стимул мы можем прореагировать а) агрессивно; б) аверсивно. Это значит, что мы, переходя на язык биологии, или боремся, или убегаем. А можно так: или вгрызаемся в глотку, или убегаем. Можно так: или преобразовываем среду, или сами подстраиваемся под нее. Есть еще третий тип реагирования – замереть в ужасе – но это пассивная реакция, то есть бездействие. Не секрет, что люди, в зависимости от многих факторов, склонны к какому-то из этих типов реагирования. Конечно же, не все так просто – есть еще масса факторов, задающих модель поведения в стрессовой ситуации, но это сейчас не так важно. Важно то, что грамотная установка в этой самой стрессовой ситуации тут же начинает работать. Таким образом, обобщив, огрубив и округлив, можно сказать, что при установке на активное (агрессивное) реагирование, человек скорее поймает падающую девушку, чем тот, который, реагируя на опасность, стремится убежать. Нетрудно догадаться, как себя поведут эти люди в ситуации боя, являющейся очень сильным стрессом.
Теперь несколько десятков слов о том, как эмоции могут помочь войти в нужную установку и как, собственно она работает.
Я не ставлю сейчас задачей описать процесс формирования и закладывания установки. И не потому, что не считаю это нужным в принципе, а просто потому, что я не владею этим методом столь искусно. Так что предоставляю эту возможность профессионалам, а сам дам тот минимум информации, который считаю нужным для приведения антитезиса к тезисам автора статьи.
В процессе закладывания установки важную роль играет правильная ее формулировка, а именно ее лаконичность, отсутствие в ней отрицания, а так же значимость выбранных фраз для того, кому установка дается. Далее рекомендуется проговорить установочную фразу раз семь, а затем войти в то самое «состояние пустоты» и прочувствовать(!)то есть эмоционально окрасить эту установку. Затем следуют разнообразные тренировки, и дальнейшая работа. Итогом должно стать некое подобие работы «якорения». Иными словами, в стрессовой ситуации, определенный стимул «зацепляет» лежащую в подсознании установку (а она именно туда и должна попасть из сознания) и она актуализуется.
Автор ругает книгу, в которой рассматривается пример установки, основанной на ярости. Мне думается, что здесь происходит некоторая идеализация Айкидо. Точнее рассмотрение оного лишь с точки зрения морально-этического компонента, в нем, безусловно, присутствующего. Но ведь не стоит забывать и о том, что если, упаси Господь, к вашему горлу, а хуже, если к горлу любимого человека, приставили нож, то необходимо действовать. Да, я согласен с автором – не стоит становиться ригидным, избрав для себя единственный тип реагирования на все стрессовые ситуации, однако избранная реакция обязательно должна быть активной. Хорошо, когда есть время подумать и убежать «от греха». А если нет? А если или он или ты? Сможешь уговорить его? Отлично! А если не смог, то надо просто выжить. И здесь будет иметь значение многое. Но главное –какую команду даст твое подсознание твоему телу.
Среди практикующих «боевые»(противопоставление спортивным) единоборства (или «много»борства) известно хотя бы понаслышке такое состояние психики, как «Боевая ярость» или «Зековский кураж». Названий много, проявлений много, установок много, а смысл примерно один. Это то состояние, когда сознание не работает. Точнее, оно не властвует над телом. Психика начинает функционировать по-другому, заставляя и тело работать совсем в другом ритме. Я смею предположить, что Морихеи Уэсиба входил именно в подобное состояние, когда проделывал всем известные трюки с уворачиванием от острой, как бритва, катаны. Он не чувствовал страха, но самосохранение его работало на сто процентов, а все из-за того, что он не думал, но реагировал. Он так «разгонял» свою психику, что та скорость анализа информации, которая имела место у него в мозге, была несравнимо выше скорости катаны лучшего японского фехтовальщика. Ну, конечно, и тело его, вследствие многолетних тренировок и «разогнанной» психики, могло двигаться ровно настолько и ровно так быстро, что он становился практически неуязвим. Кстати, кроме «разгонки» психики есть ведь и ее «торможение». Это и есть пребывание в состоянии полного спокойствия, медитативные состояния. Это необходимо, ведь если мускул постоянно в максимальном тонусе, то рано или поздно он откажет в работе. Так же и сознание, да и вся психика. Поэтому стоит практиковать как разгонку, так и торможение психики. Кому-то нужна специальная установка, а кому-то для этого достаточно просто вдохнуть, выдохнуть и войти в то состояние сознания, в какое требуют обстоятельства. Что же касается Осэнсэя, то это, конечно, лишь мои догадки и рационализации.
А что касается «яростной установки», - да просто это та эмоция, которая в силу своей наполненности, лучше всего подходит для активации установки во время боя. И то, как мне видится, на определенном этапе, эта ярость превращается в некий чистый стимул, не несущий в себе ни злобы, ни стремления к уничтожению – всего лишь тот толчок, который и заставляет адекватно реагировать на ситуацию.
Относительно «воображаемых боев с прохожими» и мыслей, как «первичной реальности», со вторым тезисом я полностью согласен, а касаемо первого, повторюсь,- важна осознанная цель. Для человека, работающего в спецслужбах не должно быть лишней информации в сознании – ведь чем больше всего крутится в голове, тем сложнее добиться «разума, который нигде не задерживается». А уж если голова забита этическими принципами и рассуждениями о гармонии с каждой личностью, то убийство человека становится просто немыслимым. Им нужна установка на краткотечность их существования, на возможность тотального уничтожения агрессивно настроенной биомассы, а главное, на собственную всесильность. Им не нужно «творчески мыслить», как например, художнику. Они должны творчески мыслить в контексте боевой задачи.
Забавно, что в конце статьи мне совершенно не хочется дискутировать с автором. И не потому, что порох кончился. И не потому, что пора и честь знать. Мне есть еще что сказать, много того, над чем нужно подумать. Придраться можно ко всему, но я не буду спорить с тем, что: «Секрет "воспитанного" эго заключается в том, чтобы быть терпеливым к другим и честным с собой. Те кто занимается боевыми искусствами должны помнить, что их физические навыки - ничто без внутренней дисциплины».
Что еще сказать. Спасибо автору этой славной статьи за то, что дал мне почву для размышлений.
15.03.07.
Максимус.