Думая об этом мире,
Я с горечью вздыхаю,
Но затем я продолжаю сражаться,
Направляемый вздымающимися облаками света.
И достигаю своего Дня Стремительной Победы!
Уэсиба Морихеи.
Аннотация.
Работа, которую Вы сейчас читаете, посвящена
интересному феномену, широко известному в сфере боевых искусств под названием
«Киай». В статье рассматривается сам феномен, некоторые принципы, смыслы и
варианты его использования в боевых искусствах в принципе и в Айкидо в
частности.
Данная статья не является учебным материалом, равно
как и собранием методических наработок. Напротив, в ней я старался удерживаться
от практических советов и рекомендаций, оставляя их тем учителям и безумцам,
которые считают себя в праве их давать. Цель этой статьи, в первую очередь,
суммировать в некую относительно четкую кучку те обрывки знаний и опыта,
которые я успел насобирать. А это означает, что написана она, в общем-то, не
для читателя, а для себя. Хотя возможно, мои размышления окажутся интересными и
полезными не только мне и, что я считаю наиболее важным смыслом любой статьи,
не откроют истину ищущему, но поддержат его в поиске или просто заставят
задуматься.
Статья написана в свободном стиле, не избежала
орфографических ошибок и, являясь по сути, «мыслями вслух» автора, имеет в себе
много «воды» - поэтому я настойчиво
рекомендую жаждущему сухого информативного материала прекратить расходовать
свое время и не читать дальше.
В статье возможно неожиданное появление
нелитературных выражений. Уверяю, что они приведены исключительно для передачи
необходимого настроения, однако воинствующим эстетам я все же еще раз
рекомендую прекратить ознакомление с данной статьей.
Статья не содержит ни одного «научного факта», то
есть некоего феномена, доказанного экспериментально и описанного в научной
литературе – весь материал основан исключительно на разнообразном материале,
собранном и осмысленном мною из всевозможных источников на протяжении обучения
боевым искусствам. Там, где это было возможно, я проставил ссылки на источник,
чтобы кроме моих пространных рассуждений, интересующийся имел возможность
ознакомиться с другими авторами и изучить тему более широко.
Чего вы орёте, как белый медведь в тёплую
погоду?
Остап Бендер.
Итак, разговор идет о Киай. Для начала необходимо
определиться с тем, что понимать под этим словом.
Если подобный вопрос будет задан человеку, не особо
информированному в сфере древних восточный боевых искусств, он, скорее всего,
переспросит. Если же он хоть немного осведомлен и, к примеру, смотрел фильмы
великих от Кун-Фу, он, скорее всего, скажет, что это громкий крик. Собственно
это вполне исчерпывающий ответ. Во всяком случае он отражает суть. Однако что
скрывается за этим самым криком? Такое определение Киай поможет мне поставить
много вопросов, ответы на которые будут хаотично всплывать в процессе
изложения.
А на какие же именно вопросы здесь можно искать
ответы? Ну, например, зачем, собственно, надо кричать? Ведь с детства нам
только и твердили «тише!», «не шуми!», «чего орешь!». Может оно вовсе и не надо
кричать? Или другой вопрос – зачем же кричать, занимаясь боевым искусством (или
рукопашным боем; или спортом)
[1]
? Ну ладно
каратисты – но айкдидистам-то, наверное, вообще нет смысла кричать? Да и как
надо кричать, чтоб не сорвать себе горло? В какой момент? Как громко? Какой во
всем этом смысл?!
Для начала стоит рассмотреть мнения и изречения
людей, великих и не очень, высказывавшихся о том, что есть Киай. Вот, какая
информация предлагается в словаре японских терминов: «"полнота Ки".
На физическом плане, киай проявляется как пронзительный крик, порождённый из
глубины существа (хара); на духовном плане - это проявление, как постоянное
истечение жизненной энергии. Киай О-Сэнсэя был слышен на полмили вокруг»
[2]
.
Или вот такое описание из другого источника: «…Дыхательные техники (кокю-хо, известные
как пранаяма в Йоге) направлены больше к очищению внутренних органов. Глубокие
вдохи наполняют тело очищающей ки, а сильные выдохи удаляют и физические, и
ментальные токсины. Киай упоминался…как мощный взрыв энергии, но он также может
использоваться как техника очищения. В Айкидо есть техника, известная как
хаппо-гири или "рубящий удар на восемь сторон". Каждый удар - который
может быть выполнен настоящим мечом, деревянным мечом или рукой-мечом - сопровождается
взрывным киаем, исходящим из глубины вас. Все, что является источником гнева,
расстройства или напряжения - все, что сдерживает вас - должно быть неистово
исторгнуто с громким криком. (Довольно похоже на сцены, обычные для
средневековой западной живописи: дьявол, вылетающий изо рта замученной души во
время изгнания нечистой силы…»
[3]
.
Еще пример: «1) искусство
сосредоточения духовных и физических усилий, ”Встреча” энергий Ки. Финальный,
завершающий, решающий удар. 2) особое состояние человека, сверхконцентрация
физических и психических сил»
[4]
.
Подведя итог, можно утверждать, что Киай содержит
несколько взаимосвязанных компонентов, некоторые из которых вытекают друг из
друга и могут по-разному пониматься в зависимости от воззрений практикующих.
Так Киай физически выражается как громкий пронзительный крик. В энергетической
концепции это мощный выплеск энергии во вне. И, говоря о психическом контексте,
можно условно призвать Киай еще и к выражению некоторой эмоции. Далее уже идет
смешение парадигм – например Киай может вполне являться способом снятия
напряжения, притом как физического, так и психического. Если учесть, что
напряжение, как правило, сопровождается насыщенными эмоциями (не всегда
отрицательными), а так же напряжение можно охарактеризовать как накопление и
сжатие энергии, то можно смело утверждать, что все связано и функционирует
взаимозависимо.
Однако, такая путаница и узловатость в понимании
Киай никак не поможет понять его смысл, функции и возможное применение в
практике боевых искусств. Для прояснения этого понимания стоит обратиться к
истории. Само появление искусства Киай датировать невозможно. Однако
утверждать, что оно было всегда тоже не правомерно. В статье Анастасии
Кальчевой из цикла «Боевые искусства Японии»
[5]
справедливо
утверждается, что «Происхождение искусства киай как
правило связывается с образом человека, столкнувшегося со смертельной
опасностью. А крик является одной из первых реакций на опасные явления и может
быть просто непроизвольным. И даже такой непроизвольный крик иногда в состоянии
заставить опасного врага оставить свои намерения и убраться подобру-поздорову –
хотя бы потому, что на помощь жертве в случае подачи звукового сигнала вполне
могла подоспеть помощь. Такая естественная защита вполне могла дать начало
искусству киай». Крик действительно одна из возможных «биологических» или
непроизвольных реакций организма. Он встречается повсеместно и, естественно, не
только у человека. Достаточно посмотреть, а вернее послушать передачу «В мире
животных», чтобы насладиться разнообразием подобных «Киай» «братьев наших
меньших». Древние культуры, представителями которых сегодня являются, например
люди племени Маори, до сих пор сохранили искусство Киай практически в
первозданном виде – их выкрики приобрели культурную форму и выражение в танцах
и ритуалах и эти вокализации часто достаточно точно повторяют звуки леса –
крики животных, различного рода шумы. Многим из них придается магический смысл.
Наличие у человека такого психического феномена, как
сознание, потребовало от него осмысления всех видов его деятельности.
Стремление к росту и развитию способствовало разработке и совершенствованию
всех возможных навыков, необходимых для выживания. Навык громкого крика не
явился исключением. Мы можем встретить боевые кличи повсеместно – я не знаком ни
с одной древней культурой, где бы они не встречались. Крик настолько
естественен, особенно в эмоционально насыщенной ситуации, что практически любой
аффект им сопровождается.
Выше, в определении термина мы говорили о
концентрации разума и выплеске энергии. Теперь мы можем перейти к обсуждению
функций Киай. В ситуации смертельной опасности, напряжение достигает своего
максимума. Страх начинает сковывать, мышцы напрягаются и не дают нормально
двигаться. В голову лезут ужасные мысли о собственной смерти. Возможно это
картинки, сменяющиеся как фотографии из перелистываемого альбома. Они разных
цветов, и чем дальше, тем темнее они, тем реальнее ощущение собственной
конечности, бренности, пустоты пространства. Сердце бьется настолько сильно,
что заглушает все остальные звуки вокруг. Бежать! Ноги начинают дрожать от
напряжения, но что-то сдерживает порыв к бегству. И тут команда. «Вперед»! Кто
ее дал – не важно. Возможно, это был командир, а может это в голове что-то
перемкнуло. И в этот момент все напряжение, весь страх, вся дрожь объединяется
в одном едином порыве. В одном пронзительном крике, который, словно порыв
ветра, сметает из головы все навязчивые мысли. Их больше не остается. Перед
глазами есть только цель, все окружающее пространство преображается, вытягивается,
замедляется. В голове остается только установка – ни страха, ни боли, ни мыслей
о грядущем – только действие и порыв.
Вышеприведенное описание содержит в себе много
пунктов, которые связывают две, казалось бы, столь различные области знания,
как боевые искусства и телесно ориентированная психотерапия. Вильгельм Райх
[6]
, ее
основоположник, утверждал наличие у современного человека «мышечного панциря»,
формирующегося как следствие защитной реакции организма на требования,
предъявляемые индивиду социумом. Так, к примеру, на постоянное давление
начальства подчиненный может отреагировать излишне напряженными плечами (или
наоборот, сутуло-расслабленными) - ведь
на них ему все время кладут непосильную ношу, которую он, в силу субординации,
не в силах сбросить. Или же ребенку с детства запрещалось выражать публично
свое мнение – мал еще, не позорься. Потребность выразить свое мнение все время
сдерживалась, ребенку пришлось «наступить на горло собственной песне».
Напряжение и желание сказать не давало ему «дышать полной грудью». Страх
сказать преобразовался в боязнь говорить. В итоге взрослый говорит еле слышным
шепотом, сдавленно смеется и страдает астматическими приступами. Когда вечером
у подъезда к его и без того настрадавшейся шее приставили нож и потребовали
отдать деньги, он даже не смог сказать о том, что действительно забыл кошелек
на работе. Он не мог кричать – из его горла вырывался только сдавленный хрип.
Здесь можно наблюдать некоторую разницу в поведении,
скажем берсерка или самурая, столкнувшегося со смертью на поле боя и того
самого несчастного, имеющего шейный и грудной мышечный зажим и неспособного не
только защитить себя, но и хотя бы что-то сказать. Вообще крик в нашем
современном обществе не поощряется. Нас итак столько много, что мы живем друг у
друга на голове и уж точно не можем выйти на балкон и как следует прокричаться,
сняв этим напряжение, накопленное за рабочую неделю. Ну хотя бы потому, что
сосед слева скажет, что я - крикун - сумасшедший. Сосед сверху высунется и
накричит на меня – мол, он тока покемарить прилег, а я такой-сякой его разбудил
своим воплем. А жена дворника Дядявани вообще вызовет либо милицию либо сразу
скорою – мол, этот шизофреник из третьего подъезда совсем умом сдвинулся. Но
что интересно – на моего соседа сверху, обложившего меня, мой баритон и всю мою
семью вплоть до третьего колена – на него-то никто не станет ругаться и тем
более не скажет, что он двинулся рассудком. А все потому, что его крик вызван
ситуацией, имеет вполне понятную и принимаемую социумом причину и, что я хочу
сейчас особо подчеркнуть, он целенаправлен. Соседу не нужно делать практически никаких
волевых усилий для того, чтоб объяснить мне, что я не прав, выходя на балкон и
во все горло крича «Хаааааа!». Конечно, с точки зрения мышечного панциря и
горловых зажимов, можно предположить, что его зажим на горле если и не
отсутствует, то во всяком случае не мешает ему нормально существовать – для
него крикнуть на кого-то – не проблема. Здесь встает другой вопрос – а сможет
ли этот самый сосед вместо того, чтоб кричать на меня (особенно со второго
этажа, зная, что я до него все равно сразу не доберусь), крикнуть просто так?
Вот просто взять и громко, во все горло – даже не так – во всю грудь, просто
издать «клич»? Не простонать наподобие современных попсовых певичек, а выдать
свободный, зычный крик от самой диафрагмы –«Хаааа!». Практика телесной
психотерапии показывает, что очень не многие горожане на сегодняшний день
способны к подобной спонтанной вокализации. Заставить их крикнуть может только
аффект, притом ситуация должна быть социально обусловлена. Например, накричать
на босса нельзя, а вот на продавца в ларьке – запросто, особенно если он имел
неосторожность сказать что-то некорректное или оказался кавказцом. Или крикнуть
на здорового бугая, плюющего на пол в электричке нельзя (ну то есть, конечно
можно, но…), а вот на своего маленького сынишку, который разлил на штаны сок –
легко.
Я не ставлю цель объяснить и разобрать природу крика
и мышечных зажимов в концепции телесной психотерапии – я не являюсь для этого
достаточно компетентным – но все же, ссылки на эту концепцию помогут прояснить
вопрос о смысле Киай в боевых искусствах. Как применяется Киай, например, в
Айкидо Ивама Рю: «В Ивама, во время практики Тайдзюцу и
Буки-ваза, часто используется Киай и это ещё одно существенное различие между
Современными стилями Айкидо и Традиционным Айкидо. Так же если вы внимательно
посмотрите видео с О'Сэнсэем, вы увидите, что даже на не озвученных 8-мм
пленках видно как О`Сэнсэй применяет Киай. Киай не только освобождает
положительную энергию, но также и помогает регулировать дыхание и совместить
его с движениями ритма боя. Сначала для новичка очень сложно выполнить Киай, но
с практикой приходит уверенность в себе и своей технике и тогда настоящий
неискусственный Киай может “родится”. "Атэми" также преподается с
самого начала обучения техник кихон. Техники не могут быть переданы верно без
правильного Атэми, цель которого рассеивать концентрацию укэ, но не
травмировать его»
[7]
.
Здесь я нахожу подтверждение своей идее о необходимой
направленности Киай в противовес той вокализации, которая как правило
используется в телесной психотерапии и является просто направленной вовне –
безусловно, полезный для снятия мышечных зажимов, спонтанный выкрик в
пространство.
Однако Киай явно чем-то отличается и от неологизмов моего соседа сверху,
несмотря на то, что они направлены и имеют очевидную цель. Здесь следует
упомянуть о школах Киай-дзютсу, в которых явно не учились ни телесные
психотерапевты ни мой уважаемый сосед. «Киай-дзюцу относится к
малоизвестным техникам, которыми в истории реально владели лишь единицы среди
мастеров боевых искусств. Несомненно, что боевое применение крика известно во
многих странах, однако только в Японии оно выделилось в отдельную дисциплину
под названием «техника киай». Метод киай-дзюцу состоит в том, чтобы с помощью
звука уметь контролировать как собственное ментальное и физическое состояние,
так и состояние противника, причем техника киай не ограничивается только боевым
применением, а служит также прекрасным методом укрепления здоровья, снятия
стресса и усталости, достижения высших состояний сознания и даже развития
«шестого чувства». Видимо, нет ни одной школы единоборств, где бы во время
тренировок не использовались крики при проведении ударов и других приемов.
Однако крик рассматривается при этом не как самостоятельное средство поражения
противника, а в основном как способ, позволяющий повысить скорость ударов и
добиться более полного выброса силы. На втором месте стоит усиление своего
психоэмоционального потенциала и лишь затем следует фактор морального
подавления противника (который в условиях реальной схватки играет решающую
роль). Следует заметить, что правильный киай — это не просто крик, который
может быть как коротким, так и долгим, а особое психофизическое состояние.
Необходимо добиться того, чтобы звук шел как бы изнутри, а не рождался в
области голосовых связок, что требует особого внимания при тренировках.
Нетренированному человеку сделать это очень сложно, однако считается, что даже
простой сильный крик существенно активизирует циркуляцию «ки» в организме. По
этой причине в Сёриндзи-кэмпо учителя постоянно требуют от учеников выполнения
всех приемов с громкими криками «яа-а» и «йо-о» и по звуку определяют степень
усердия учеников на тренировке и уровень их подготовки. В Японии считают, что
киай-дзюцу вышло из аскетической практики горных отшельников сюгэндо»
[8]
.
В приведенном отрывке статьи А. Горбылева
можно увидеть параллели с вышеописанными теориями (кроме того, что умельцы Киай
– сюгендо - явно не тренировались на своем балконе) – прослеживается связь
между использованием Киай, как метода снятия напряжения (телесных зажимов); как
проявления спонтанности (или даже шестого чувства); и как собственно искусства
преобладания и контроля над противником. Еще в этой статье указывается тот
момент, который поможет мне перейти к основной идее моей статьи – Горбылевым
указывается Киай как способ. Я же
позволю себе переформулировать и перейти в немного другое измерение, в котором
назову две категории Киай, о которых и буду говорть ниже. Это Киай как инструмент и Киай как принцип.
Говоря об искусстве Киай, как
о неком инструменте, мы можем говорить о техниках, о произнесении звука, его
форме. Так же здесь можно говорить о тех ситуациях и тех технических действиях,
при которых Киай возможен и полезен. Например, на ум тут же приходит всем
известный Киай в школах Каратэ, как правило, издаваемый при ударе и добивании.
Но и здесь не все очевидно. Дело в том, что в принципе, Киай возможен как в
конечной фазе удара – в момент контакта с объектом, так и как самостоятельное
атакующее явление. О последнем достаточно полно написано в статье Горбылева –
там он приводит даже обозначения высоты в децибелах, способных чуть ли не
парализовать противника. Мне, как человеку не являющемуся мастером искусства
Киай, интереснее в данном случае скорее практический опыт применения, чем
теория и физический расчет, однако тем, кто желает добиться в своем Киай
медитативно – просветлительного эффекта, ввести соперника в глубокий
сомнамбулизм с параличами или достичь своим голосом эффекта «коричневого шума»
- тем людям наверно стоит отдельно изучать формулировки правильного «Ом» и
говорить именно «Кия» вместо, скажем, «Хей» или «О». Я же склонен рассматривать
Киай в данном случае, говоря об инструменте, именно как вспомогательный элемент
достижения поставленной цели, поэтому глубоко убежден, что формулировка Киай
абсолютно индивидуальна и не имеет никакого значения, из каких гласных букв
состоит выкрик. Однако он, бесспорно, должен быть достаточно резким и громким,
чтобы принести желаемый эффект и идти из глубин хара (за счет сжатия диафрагмы
пресса). И здесь я встречаю его третий вариант – третий вариант применения
Киай, как инструмента. Я уже говорил о том, что он может заканчивать атакующее
действие и может в принципе являться самостоятельным элементом атаки. Теперь же
говорю о Киай, как о вокализованном
выдохе. В чем же разница между всеми приведенными вариантами – ведь, так
или иначе, Киай всегда есть выдох? Дело в том, что в случае рассмотрения Киай
как продолжительного выдоха мы имеем возможность сочетать в нем предыдущие два
варианта и получить истинный боевой клич. Так когда же кричать Киай? Да когда
угодно! Можно тихо подойти к врагу и одним сокрушительным ударом, с коротким
Киай, нейтрализовать угрозу, исходящую от него. Можно ждать его атаки и, в
момент замаха, издать резкий, продолжительный Киай, который заставит атакующего
как минимум ослабить удар, так как выведет его из состояния концентрации, а
может и вовсе остановит атаку. Но можно и по-другому – предвидя атаку, боец сам
бросается вперед, издавая нарастающий Киай. И здесь он будет подобен волне, с
шумом накатывающейся на берег – ее рев нарастает, а в тот момент, когда она
бьет в берег, хлопок напоминает выстрел. Это концентрация энергии. Это Киай,
как инструмент.
Теперь о Киай, как о принципе.
Говоря об этом, я хочу упомянуть некоторую внутреннюю работу исполнителя Киай.
В то же время, не имея достаточного словарного запаса, я не хочу искать его в
эзотерических учениях, так как их объяснения не кажутся мне достаточными и тем
более такие объяснения можно встретить повсеместно. Порой мне даже кажется, что
современные мастера, говорящие о том, что ученику сейчас надо освободить свою
Ки и направить ее по седьмой чакре в правую сферическую форму нижнего тандема,
просто не владеют достаточными познаниями в анатомии и биомеханике и, в погоне
за пафосом и уважением учеников, изворачиваются как только могут, чтобы
объяснить вещи, совершенно не требующие задействовать столь неуловимые материи,
как энергия Ки. Согласен – ее можно почувствовать – но стоит ли тогда
заставлять ученика «гонять» ее строго по определенному маршруту и именно тому
меридиану, а не другому? Какова цель? Нужно добиться результата при выполнении техники
или же нужно обязательно прочувствовать левую малую чакру и во что бы то ни
стало, ее открыть? Я не говорю, что не стоит уделять внимание эзотерическим
энергетическим учениям – они пронизывают все японские боевые искусства – я
говорю о постановке целей и задач и об адекватной внутренней работе, не
переходящей грань безумия и не становящейся вещью в себе.
Это длинное отвлечение от темы
я позволил себе для того, чтоб получить самому у себя оправдание тому, что ниже
я практически не буду пытаться что-либо объяснить и разобрать, а скорее буду
говорить о феномене в практике и о теории. В одной своей статье я уже упоминал
о роли психологической установки сообразно цели. Поэтому здесь я не стану
вдаваться в подробности и скажу, что Киай способен стать тем рычагом, той
кнопкой, которую он же и нажимает для запуска установки. Что я имею ввиду.
Предположим диалог уже состоялся и, стоящий передо мной, высокий сутулый
молодой человек в «кэпке» и тяжелых ботинках не по погоде, явно не намерен
отступать. Я думаю, что, наверно, с левой-то я его не свалю – надо встать
поудобнее, может в стойку…а может убежать, пока не поздно. И вроде я и
тренировался, «закладывал установку»…И вроде бы и хочется ему вмазать, но
как-то стремно…установка что-то не работает…и вро… Ой. Оказывается я уже
валяюсь в свежем газоне без зуба и телефона. Какая жаль. Что ж это я? Очевидно,
моя активная установка была подавлена напором гопника и не «сработала» или не
запустилась. Обладая достаточно высоким уровнем техники и силы, в принципе
можно было просто свалить с хука данного индивида и не заморачиваться ни на
каком Киай. И действительно – вспоминая о том, что самураи использовали Киай в
случае приближения смерти, можно сказать, что в данной ситуации о ней речи не
шло...что можно бы и сразу было ему отдать мобильник…и деньги…Стоп! Может ему
бля сразу и челюсть отдать всю, чтоб зуб не выносил?! Твою мать! Позвонить тебе?! На пиво тебе?!
Охренел, упырь?! И тут Киай. Пронзительный крик. Содержание – да что угодно –
Бляяя! Ушибууу! Нааа!. Киааа! Никакой разницы – в данном случае меня не заботит
форма – я не нейро-лингвистический программист и не гипнотизер. Но я знаю, что
прав и я знаю, что могу. А больше я ничего не знаю – крик очистил сознание,
норадреналин заблокировал рецепторы а кулак сам полетел в цель, долго и упорно
нарабатывавшуюся на тренировках. Киай сработал как самостоятельный элемент
установки, запускающий ее в полном объеме на фоне аффекта.
Я не раз сталкивался с
проявлениями Киай. Они были совершенно различными но их объединяло одно – сила,
уверенность и направленность. Я не говорю сейчас о «молчаливом Киай»,
проявляющемся во взгляде, от которого бросает в дрожь – здесь все слито вместе
в единый принцип. Принцип очищения и концентрации. Каковы пределы? Не знаю.
Однако все мы наслышаны о великих мастерах древности, Киай которых заставлял
десятки вражеских солдат в страхе отшатнуться, роняя мечи. Необычайную
внутреннюю концентрацию я наблюдал на показательном выступлении А.Н.Кочергина,
ножом проводившего себе по плечу. Киай его был направлен даже не на нож – на
процесс – у него была цель. Сила и воля отразились в полной концентрации и,
вероятно, как-то изменили работу тела. Я не берусь комментировать эту
видеозапись, так как не присутствовал при съемке – я привожу ее в пример
потому, что она отражает суть принципа Киай, который проявляется далеко не
только как формальный крик в конце удара. Киай как принцип есть самоотречение,
опустошение. Это уже не готовность к бою – это сама его суть. Вспомним
великолепную серию фильмов «Самурай» - там часто удар Миямото Мусаси наносил
всего один. Вместе с мощным Киай. Его противник падал замертво тут же, еще не
успев понять, что с ним случилось. Конечно, сутулый молодой человек в ботинках
и кэпке скажет мне, что я словоблуд и что Мусаси не пример – в современной
драке один единственный удар мало что решает, надеяться на него глупо, а
смотреть на кричащих прыгунов – соревновательных каратистов, так просто смешно.
– Кия, кия! Тоже мне бойцы… Ссориться с любителем мобильников я не намерен, но
довод относительно «кия-кия» готов прокомментировать. По моему мнению,
«кия-кия» появляется там, где заканчивается суть. Для меня, уважаемые мной
айкидисты, несколько лет подряд громко плюхающиеся на татами от легонького
прикосновения партнера и утверждающие, что занимаются боевым искусством,
кажутся не менее забавными, чем спортивные каратисты, с громким «кия»
напрыгивающие боком друг на друга и наносящие «удары» по кимоно. Не буду
спорить – наверняка и те и другие в случае реальной угрозы тут же мобилизуются
и первые сделают на стокилограммовом бугае классическое Икке, а вторые свалят
того же бугая с одного кизами и Киай. Если это, конечно, их цель. Так вот и с
Киай происходит то же самое. Я хочу вспомнить телесную терапию, Райха и иже с
ним – люди теряют спонтанность. Несчастные каратисты становятся
натренированными зайчатами, которые прыгают и кричат. Но это действительно не
Киай. Он не наделен эмоцией достаточной силы. Он не вызван смертельной угрозой.
Он не направлен на цель – а если и направлен, то цель эта цель – кимоно.
Партнер а не противник. Пустой образ. Теряется смысл Киай. Его суть. Ни о каком
уничтожении противника и страхе смерти там не идет речь. Но обязательно ли
уничтожение? Вспомним Уэсибу, чей Киай, по словам современников, был слышен на
пол мили. Хотел ли он убить? Не думаю. Я думаю, что это тот уровень
эмоционально – психического состояния, при котором эмоция превращается в чистый
стимул. Агрессия
[9]
переходит
в чистую активность, а сознание очищается мощным Киай.
Как? А в Айкидо есть Киай? Да
ладно? Не может быть… Я как-то подменял одного из своих учителей по Айкидо на
его детской тренировке. В принципе это было не в первый раз – считая себя
старательным и ответственным учеником, уважающим своих учителей (а их у меня
несколько) я эпизодически подменял их на разных детских тренировках - дети меня
не знали, но пару раз видели. А знали они, что я всего лишь ученик их учителя.
Ну, конечно, лет на восемь их старше – но все равно. Диковатые безбашенные
подростки так и норовят проверить «на слабо» молодого «тренера», тем более он
не обладает столь внушительными габаритами как их сэнсэй и, что еще больше
усугубляет ситуацию – у него даже нету черного пояса. Какой уж тут авторитет. Я
собственно и не ожидал хождения на цыпочках – ученик никогда не бывает столь
авторитетен, сколь учитель - он может
либо взять подростков страхом, либо интересом. Видимо мой
психолого-педагогический талант не возымел ожидаемого мною успеха… Одну такую
тренировку я с треском провалил. Дети совершенно не контролировались мной – я
совершенно ничего не мог поделать. Конечно, это в основном моя вина. Я шел с
тренировки опустошенный и разбитый, ругаясь на своего учителя – мол он их не
подготовил к моему приходу, я для них не интересен как учитель, я просто ученик
– ко мне нет уважения как к приглашенному мастеру, не для того я четверть жизни
занимаюсь, чтоб так провалиться, да при том где – у своего же учителя… Однако я
извлек из этого много ценнейшего опыта. Я понял, что попытка приструнить детей
с моей стороны была не искренней – они поняли, что я не тот, кем хочу казаться
– я не такой строгий авторитарный волосатый дядька – я всего лишь непонятный
«каратистнутый айкидист» который пытается их построить. Они меня и проучили. Я
был не искренним. Мой Киай был не настоящим.
К чему это я? Кроме того, что
я излил наболевшее, я еще и к тому, что детей, воспитанных в современной
европейской манере и не подготовленных заранее, не стоит усаживать в сейдза в
начале тренировки и говорить «Мокусо». Еще более забавно им слушать от
какого-то белого пояса рассказ о том, что сейчас им надо будет сесть,
расслабиться, закрыть глаза…все – дальше они уже не слышат. В них кипит
активность – они хотят делать унсоку, маэ укеми и верхнюю страховку. Или руки
выкручивать. Им не до внутренней работы. А если им дать Киай? Боже упаси! Если
я приду в группу неподготовленных детей и буду учить их Киай – это вызовет
только удивление и смех, как защитную реакцию. Учитель им все их айкидошное
детство говорил – тихо! – Работаем молча! – Не переговариваться! – Додзе не для
разговоров. Родители все время шикали на них. Учителя в школе без поднятой руки
не давали даже открыть рта. Ведь это же и есть истинная дисциплина, не так ли?
Это ведь «этикет боевых искусств»? Какая разница, что дети не могут ответить
мне на банальные вопросы – скажи, а зачем в такой стоечке стоять? Ну и что, что
это дети – подростки 11-12 лет? Зато они в ней умеют стоять. И они умеют падать
и хлопать руками по полу. - А зачем вы хлопаете? Не многие ответят. Что за
фигня – пришел тут какой-то непонятный дядя и начинает лезть с вопросами вместо
того, чтоб говорить –ич, ни, сан… Какой нахрен Киай? Зачем? В Айкидо же вообще
нету ударов! Ну ладно – есть чуть-чуть руками какие-то там призрачные атеми. Но
ногами-то уж точно нету. Какой-нибудь отдельно взятый «Дан» тут же скажет мне –
ты что тут ругаешься? Самый умный? Если я детей буду учить чему-попало, то
какое же это будет Айкидо? А если я начну им по сто раз втирать про то, зачем
так стоять, то у меня семилетки в стойку встанут тока к совершеннолетию… А
разве плохо?! А разве лучше, чтоб они ничерта не могли кроме как делать унсоку
и Икке на расслабленном партнере, который, кстати, даже и расслабиться – то не
может по-нормальному – пресловутый райхианский панцирь сковывает каждое его
движение. Да, я не любитель классических «чистых» стилей. Да, я требую к себе
уважения окружающих. Да, наверное, я не в праве учить «мастеров» Айкидо тому,
как им учить детей. Они сами загнали себя в рамки своего стиля и вынуждены
следить за его чистотой, оттачивая каждое движение и, ругаясь на нерадивых
учеников с повышенным самомнением, исправлять их ошибки, говоря, что этот
мизинец должен быть оттопырен вовсе под другим углом…
Так все-таки. Есть ли в Айкидо Киай? Вдруг для
кого-то это не очевидно. А, кстати, для меня это не очевидно, но лишь с той
позиции, что у каждого мастера свое Айкидо и я убежден, что у немого мастера,
Айкидо будет ничуть не хуже, чем у любителя Киай. Просто первый найдет еще
тысячу и один способ обойтись без него. Для тех, кто прочел все вышеописанное и
все равно считает, что кроме того, что
автор словоблуд и графоман, Акидо и Киай вещи несовместимые – для него привожу
ссылку и цитату из статьи Стенли Пранина «Айкидо – боевое искусство»
[10]
. «Изучая технику О-Сэнсея можно наблюдать, как
им акцентируется внимание на атеми (упреждающих ударах) и киай (боевых
выкриках) являющихся важнейшей составляющей техник айкидо. Даже в последние
годы жизни, когда техника Основателя отличалась мягкостью и минимальным
использованием физической силы, о чем свидетельствуют документальные фильмы,
снятые в те годы, мы можем наблюдать выполнение О-Сэнсеем атеми и киай. Эти две
составляющих атеми и киай, идут как бы рука об руку и являются очень важными
инструментами для того, чтобы остановить или перенаправить агрессию атакующего
и вывести его из равновесия. Даже если физически удар не принес существенного
вреда противнику, правильный настрой на предупреждение и сбой атаки является
жизненно важным психологическим компонентом айкидо.
Вместе с тем во множестве
додзе сегодня пренебрежение к использованию атеми и киай начинается с самого
учителя проводящего занятия и трактующего эти компоненты техники как нечто
грубое и лежащее поодаль от "искусства гармонии". Это
распространенное заблуждение служит причиной недостаточного понимания боевого
применения айкидо - теории и практики Основателя».
Осталось ли еще что-то,
достойное обсуждения? Насколько яснее стала картина? Для меня понимание
феномена, инструмента и принципа Киай стало как минимум более четким. Киай
могут быть приданы и другие смыслы - почему бы не рассмотреть Киай, скажем,
конкретно в контексте технического действия. Или действительно, понять насколько все-таки громко и какую букву
полезнее кричать. Можно так же изучить сопоставления вокализаций, используемых
в телесной психотерапии и того Киай, который
применяют адепты боевых искусств. Я готов утверждать, что это понятия
неравнозначные. Киай способствует снятию напряжения и разрушению энергетических
блоков и мышечных зажимов. Но этим не исчерпывается. Формализация этого
древнего принципа Киай, равно как и бездумное применение инструмента
воздействия на противника и партнера способно привести к полному выхолащиванию
знания, превращению его в засушенную бабочку между листов гербария, которая уже
никогда никуда не долетит.
Максимус.
25.06.08
[1] Смыслы, которые автор вкладывает в данные термины можно найти в «Длинной злобной ругательной статье».
[5] Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon - Загадочная Япония
// Боевые искусства
Японии//06.09.2007
[9] В данном случае агрессию стоит понимать как проявление активности организма. Подробнее об этом феномене в понимании автора можно прочесть здесь http://budolife.narod.ru/Eg_Em.htm