АЙКИДО: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

АЙКИДО: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Создатель айкидо (он же – Основатель), О'Сенсей Морихей Уесиба (1883 – 1969) на протяжении всей своей жизни был личностью незаурядной, считается даже, что в момент смерти он стал буддой. О его несгибаемой воле, сверхъестественных способностях и других личных качествах написано множество увлекательных и поучительных историй; более того, еще при жизни он стал легендой.

За свою долгую жизнь Морихей Уесиба попробовал многое. Он был учеником разных школ боевых искусств, в основном борьбы и фехтования. Стремясь постичь истину, он увлекался разными религиозными течениями. И всегда он отличался незаурядной силой духа. В качестве примера приведем эпизод из биографии молодого Уесибы. В 1910г. правительство Японии начало активное освоение самого северного острова Японии – Хоккайдо. Согласно легендам, как-то раз он в одиночестве вытащил упавшую было в пропасть лошадь обратно на дорогу. А однажды в гости к Уесибе пожаловал медведь. Молодой человек не испугался, скормил косолапому свой ужин, и хозяин лесов не тронул его.

Датой рождения айкидо (хотя тогда оно называлось «айки-будо») принято считать 1925 год, когда к Основателю во время схватки с молодым бойцом кендо пришло озарение, и он стал видеть линии намерения противника, которые возникали раньше самих ударов. И, хотя кендоист был вооружен, а Уесиба безоружен, последний легко уходил от ударов тренированного фехтовальщика. Сын Основателя, Киссемару Уесиба, так описывает это событие: «Сразу после поединка Морихеи пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем не сравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо. Другими словами, то было божественное озарение».

После этого в додзе мастера Уесибы начали стекаться люди, искренне интересовавшиеся боевыми искусствами - знаменитые борцы разных школ, мастера карате и меча, просто новички…

Коити Тохей, учи-деши Уесибы, в дальнейшем – основатель школы ки-айкидо, так повествует о своем появлении в додзе О'Сенсея. Тохея направил изучать айкидо его учитель по дзюдо, снабдив своего ученика рекомендательным письмом. По приходу в додзе Уесибы, юного Тохея встретил ученик Основателя. На вопрос Тохея «что такое айкидо», ученик применил очень болезненный захват. Тохею было больно, но он терпел, потому как прочел про одного самурая, как тот позволил тигру грызть свою руку, а тем временем отсек ему голову.

В результате описанного общения Тохей был разочарован, так как думал, что по ученику можно судить об учителе, и собрался было уходить, как вернулся мастер Уесиба. «Он как раз отращивал свою знаменитую бороду, был настроен дружелюбно и приветливо улыбался». Тохей показал ему рекомендательное письмо своего учителя, и Уесиба устроил для пришлеца представление - его ученик атаковал Основателя, а тот его легко отбрасывал. Все это показалось фальшивым Тохею. Но тут мастер Уесиба повернулся к нему, и попросил напасть на себя.

«Я попытался схватить его», - пишет Тохей, - «но не успел и глазом моргнуть, как оказался на татами. Я не мог понять, как ему удалось меня отбросить. Я не почувствовал, что ко мне приложена какая-либо сила. Если бы он ее приложил, я бы подумал о защите, но я вообще не мог почувствовать ничего. Я сразу понял, что это именно то, что я искал».

О встрече с борцом сумо Михамахиро рассказывает сам Основатель:

«Он был из области Кишу. Когда я оставался в Снигу в Вакаяме, Михамахиро уже добился больших успехов в сумо, занимал призовые места. Он имел огромную силу и мог поднять рельсы, которые весили несколько сотен фунтов. Когда я узнал, что Михамахиро оставался в городе, я пригласил его приехать. Во время нашего разговора, Михамахиро сказал:

•  Я слышал, что Вы, Сенсей, обладаете большой силой. Может, померимся?

•  Согласен. Я могу удержать Вас своим указательным пальцем, - ответил я.

Я встал и предложил сдвинуть меня с места. Этот человек, способный поднимать огромные веса не мог сдвинуть меня с места, от того раздражался и пыхтел. Я перевёл его силу в сторону, подальше от меня и он полетел. Когда он упал, я приложил к болевой точке свой указательный палец и он остался лежать. Это походило на схватку взрослого и ребёнка. Тогда я предложил ему попробовать снова и позволил ему толкать меня в лоб. Однако, он снова не смог меня сдвинуть. Он был очень удивлен и начал изучать айкидо».

Вся жизнь Основателя айкидо показывает, что боевое искусство – не только физическая кондиция тела, но состояние духа в первую очередь, без которого любое количество мышечной массы будет ни на что не годным. О силе духа Основателя поведал всему миру Годзо Сиода, ученик Морихея Уесибы, в дальнейшем – основатель школы айкидо есинкан. Он рассказал, как Основатель участвовал в показательных выступлениях по айкидо перед императорской семьей. Перед выступлением Уэсиба очень тяжело болел желтухой, практически ничего не ел и не пил, а передвигался только с посторонней помощью. Когда пришел день выступления, Основатель был так слаб, что не мог одеться без посторонней помощи. Его ученики – Юкава и Сиода были уверены в том, что он не сможет даже выйти на татами. Но прозвучало вступительное слово, зрители зааплодировали. Уесиба резко изменился – вместо изможденного болезнью человека появился боец с горящими глазами и величественной осанкой. Создалось впечатление, что он в считанные секунды вылечился от желтухи. Когда началось выступление, Юкава старался двигаться медленно, потому что помнил о болезни учителя, и жалел его. В результате этого он получил травму - после очередного мощного броска он не смог встать, потому что сломал руку. Пришлось Сиоде работать единственным ассистентом учителя Уесиба в течение всей непрерывной 40-минутной (!) демонстрации бросков, замков и удержаний. После подобного испытания Сиода пролежал целую неделю с высокой температурой…

На протяжении жизни Основателя его искусство менялось, менялся и состав учеников. Именно поэтому после смерти Основателя возникло столько разных школ, направлений и стилей, довольно сильно различающихся между собой – ведь каждый из его последователей вложил в свой стиль то, чему он научился за то время, пока был рядом с О'Сенсеем.

Но все это было давно, и сейчас мы только можем читать о легендарном мастере в журналах и книгах. В наши дни айкидо занимаются во всем мире, о нем снимают приключенческие боевики и пишут романы. Подобная популярность рождает множество отзывов, как положительных, так и не очень. Мне бы хотелось пролить свет на некоторые аспекты…

Во-первых, никакого абсолютного айкидо (после смерти Основателя) не существует. Существуют адепты айкидо, то есть обычные люди (со своими желаниями, со своими сильными и слабыми сторонами, …) практикующие это боевое искусство. По ним-то обычно и судят, когда говорят, что «айкидо – это нереально» или что-то там еще. Но. Приходят люди в додзе по самым разным причинам. Кого-то приводит банальное любопытство и избыток времени, кто-то получил неприятный «урок» на улице и слышал от приятелей про то, что «айкидо – это сила!», кто-то приходит потому, что думает, что айкидо – полезно для здоровья, кто-то – узнать, как можно использовать «энергию противника себе на пользу». Пока человек не прозанимается лет эдак двадцать, а то и тридцать, по нему, как отдельному представителю, никак нельзя судить об искусстве в целом. Ведь даже сам Уесиба до создания айкидо тренировался не один десяток лет, да и после того продолжал упорные занятия. Настолько интенсивные и порой жестокие, что одно из его додзе даже называлось «адским».

В общем, для создания правильного мнения надо просто прийти в зал и попробовать самому пройти весь долгий и непростой «путь гармонии жизненной энергии».

Во-вторых, в процессе практики представления новичка о том, «что такое айкидо» меняются, и он открывает для себя, первоначальная причина, по которой он пришел в зал, уже абсолютно не важна для него (например, решатся его частные проблемы со здоровьем). Или он понимает, что для того, чтобы оставаться на улице целым и невредимым, вовсе не обязательно кому-то (и себе в том числе) что-то постоянно доказывать, и ввязываться во все драки подряд. И что смысл боевых искусств – защита жизни, и даже сама жизнь, а вовсе не способ самоутверждения.

«Секрет АЙКИ-ДО - в том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет АЙКИ-ДО, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: "Я и есть Вселенная"». Морихей Уесиба

Сайт создан в системе uCoz